Artistic & Scientific

От первого лица: Arslab Audio Technology, статья. Журнал "WHAT HI-FI?"

На презентации в конце прошлого года (см. журнал за февраль 2014 г.) мы, наконец, узнали, что появление компании Arslab Audio Technology на российском Hi-Fi-рынке - это результат совместной работы Артема Фаермарка и Юрия Фомина, объединившей опыт и возможности в бизнесе с одной стороны, а также технические знания и умения - с другой. Ее этапы описаны нами в репортаже о проведенном мероприятии; теперь же нам выпала возможность поговорить о том, насколько верна пословица «Было ладно на бумаге, да забыли про овраги», и как найти свой правильный путь.

На что вы могли опираться, задумав выпуск колонок, и с какими проблемами пришлось столкнуться с самого начала?

Ю.Ф. Сперва стоит сказать, почему у нас в России до сих пор не возникло собственной Hi-Fi-индустрии. В советское время аудиотехника, как и все остальное, выпускалась по государственному заказу; для этого выделялись производственные мощности, имелись конструкторские бюро. И, надо отметить, аппаратура того времени не сильно отличалась от зарубежных аналогов по основным параметрам. Я это могу утверждать, поскольку, будучи инженером по образованию, работал тогда, если можно так выразиться, в шоу-бизнесе - «делал звук» практически для всех популярных артистов. А если нам чего-то недоставало и не было возможности это купить за рубежом, то мы изготавливали необходимую технику сами. В 90-е годы эта система развалилась, а часть из оставшихся не у дел специалистов оказалась весьма востребованной у некоторых зарубежных компаний, например у Samsung, начавшей тогда восхождение к вершинам отрасли.

Потом оказалось, что деньги гораздо проще зарабатывать на торговле, чем на производстве, но энтузиасты не перевелись. Однако причина их неудач в том, что они замкнуты сами на себя и не принимают в расчет объективных законов рыночной экономики.

А.Ф. Мой собственный опыт это подтверждает. Я пробовал, посещая наши High-End-выставки, подобрать компоненты отечественного производства для продажи через магазины компании «Аудиомания», но сталкивался со многими проблемами - как с неотлаженностью производственного процесса, что не обеспечивает стабильности качества и сроков поставки, так и с отсутствием возможности гарантийного обслуживания и ремонта.

Кроме того, если делать только то, что умеешь и считаешь нужным, положительных результатов ждать не приходится. Надо хорошо представлять, кто и в каких количествах купит тот или иной продукт, то есть проводить маркетинговые исследования. А многолетняя и успешная работа компании «Аудиомания» дает отличное знание российского рынка, его запросов и целевой аудитории.

Мы, кстати, не единственный пример такого подхода к делу. Можно перечислить много российских брендов бытовой техники, автомобильных компонентов, пищевых продуктов, товары которых популярны и хорошо продаются. Да, они производятся в Китае или еще где-нибудь, но заказы формируются торговыми компаниями в расчете на заранее определенные круги покупателей. И это, пожалуй, главное условие успеха торговой марки.

Почему вы называете Arslab американским брендом?

А.Ф. Причин несколько. С самого начала нашей целью было создание акустики с ориентацией на американский звук: динамичный, открытый, масштабный. Потом, нам удалось получить первое финансирование именно в США; компания Arslab Audio Technology была зарегистрирована там же, как и торговая марка Arslab. Однако продажи в Штатах не пошли; на мой взгляд, во многом потому, что у потенциальных покупателей там чуть ли не с рождения формируется убеждение в том, что на свете есть один (JBL) или от силы два (Klipsch) достойных бренда акустики.

Вряд ли в глобальном мире имеет смысл говорить о национальной принадлежности торговой марки - иначе почти все они назывались бы китайскими. Естественно, наш бренд зарегистрирован и в России, а сейчас мы производим ту же процедуру и для европейского рынка. Мы планируем показать AC Arslab на выставке в Мюнхене и попытаться выйти туда, но пока непонятно, как нам выгоднее всего себя позиционировать.

Но ведь именно те, кто владеет брендами и продвигает продукцию, болеют душой за свое дело, а не китайские или, как в вашем случае, латвийские рабочие.

Ю.Ф. Да что вы! Это отнюдь не так! Наши партнеры из Риги не менее чем мы заинтересованы в успехе! Они высококлассные специалисты: у нас работают бывшие главный инженер завода Radiotehnika и начальник цеха, выпускавшего усилители. Это дело для них - чуть ли не последняя возможность сохранить свой статус, заниматься тем, что умеют. А болеют за колонки Arslab они не меньше нашего, ведь их разработка, по сути, осуществляется нами именно там и при их участии. Нельзя эту процедуру выполнить абстрактно, не принимая во внимание конкретных производственных условий, наличия необходимых мощностей и квалификации персонала.

А.Ф. В процессе становления Arslab нам пришлось столкнуться и с этой проблемой. Нам было трудно подобрать для выпуска колонок завод в Китае - при всем их количестве и многообразии. Мы первоначально пытались наладить производство там же, где изготавливаются динамики нашего предыдущего поставщика - ТВ Speakers, а для этого надо было найти, кто смог бы делать корпуса с тем качеством, которое мы считаем необходимым. Мы просмотрели десятки вариантов - и все мимо, потому что постоянно сталкивались с непониманием наших запросов. Нам говорили: «Другие же берут?» В итоге мы нашли завод на юге Китая, куда доставлялись динамики, и где выполнялась сборка АС - это наиболее рациональный способ производства.

А как же другие производители справляются с этим и привозят корпуса?

А.Ф. Если объемы большие, то на месте, в Китае, организуется свой отдел контроля, да и в этом случае процент отбраковки уже в месте сборки очень велик.

Почему же вы переместили производство в Латвию?

А.Ф. Нас вполне удовлетворяло качество работы нашего партнера в Китае - на том же предприятии делаются корпуса для заказчиков из Японии, которые до нас уже установили высокую планку. Однако при работе с крупными китайскими заводами необходимо делать большие заказы, а мы тогда не могли предугадать, какой, например, вариант отделки предпочтут покупатели. Решение было очевидным: организовать собственные производственные мощности, что мы и сделали в Латвии. Теперь для нас не проблема изготовить даже одну пару колонок; это дорого, но порой имеет смысл, чтобы оценить перспективы того или иного варианта продукта на рынке. Для нас это очень важно, чтобы прощупать почву под ногами, прежде чем двигаться вперед.

AC Arslab позиционируются как доступный High End. Давайте все же определимся в терминологии. Что для вас этот статус?

А.Ф. High End - это, в первую очередь, внимание к деталям, причем во всем: в звуке, отделке, в конструкции. Мы же поставили перед собой цель - предложить все это за умеренную цену для потребителя со средним уровнем доходов. Если рассмотреть наши колонки по пунктикам, то можно убедиться, что в каждом из них мы гарантируем очень высокий уровень качества. Корпуса укреплены системой распорок, стенки покрыты битумом, наполнитель внутри - специальный звукопоглощающий поролон, его мы покупаем в Дании. Динамики Wavecor, которые мы в них встраиваем, хоть и происходят из Китая, но эту фирму основал Аллан Исаксен, много лет проработавший в Vifa и DST Loudspeaker, возникшей на базе Vifa и Peerless. Мы используем высококлассные элементы - катушки Jantzen, полипропиленовые конденсаторы Mundorf - в кроссоверах, собранных методом навесного монтажа с использованием проводников диаметром в один миллиметр.

Внешний вид колонок - важнейший атрибут статуса. Мы этот фактор продумываем до мелочей. Не говоря уж о приятных пропорциях и качестве отделки, без внимания не остаются даже такие вещи, как зазор между полом и нижней гранью, куда должен доставать пылесос, или удобство коммутации - мы разработали собственный блок разъемов, где учитывается то обстоятельство, что половина пользователей применяет неразде-ланные кабели, и оснащаем им AC Arslab.

Технологически это High End, что же касается звука, то это, конечно, дело вкуса, но и по измеряемым акустическим характеристикам, например такой важной, как КНИ, мы укладываемся в самые строгие рамки.

Если AC Arslab - недорогой High End, то имеет ли смысл к ним подбирать усилители из того же ценового диапазона, соответствующего твердому Hi-Fi?

Ю.Ф. Порой они покупаются по остаточному принципу, в случае же с Arslab при том же общем бюджете можно вложить больше денег в усилитель и позволить продемонстрировать колонкам, на что они способны по полной программе.

А.Ф. Но и с недорогими моделями, например Cambridge Audio или Atoll, они очень хорошо звучат.

Отличается ли российский покупатель Hi-Fi-техники от других?

А.Ф. По большому счету - нет, но он несколько более технически грамотен или считает себя таковым, и он требовательнее, чем даже сам может думать о себе. Уровень благосостояния в стране все же не слишком высок, поэтому многие хорошенько взвесят все обстоятельства, прежде чем сделать выбор. В отличие от потребителей многих стран наш не зациклен на определенных марках, что помогает с продвижением Arslab. Также есть традиция иметь хороший звук у себя дома; она чуть ослабла в 90-е годы, но сегодня мы чувствуем ее возвращение, а в самые последние годы особенно к формату стерео.

Вы уже говорили, что не собираетесь выпускать ни дешевые, ни очень дорогие колонки. Чем же будет отличаться от линейки Classic ваша новая серия AC Emotion?

А.Ф. Колонки новой линейки предназначены для помещений меньшего размера; неразумно покупать крупные Classic для обычной комнаты. При этом НЧ-диапазон небольшими по габаритам Emotion отрабатывается очень хорошо - в них установлены динамики Wavecor с технологией Balance Drive. Вы знаете, мы хотели назвать новую серию Compact, но, впервые прослушивая младшую полочную модель, так увлеклись, что не заметили, как прошло четыре часа - уж очень чисто, эмоционально и захватывающе они играли. Тогда я и решил, что они будут Emotion 1.

Можно ли ожидать появления других новых моделей в ближайшем будущем?

А.Ф. Да, появятся две линейки, но я сейчас не хочу вдаваться в подробности. Скажу лишь, что они разрабатывались с учетом пожеланий любителей звука.

Ю.Ф. Колонки очень интересные, но пусть это будет интригой.

Не повлияют ли колебания курса рубля на цены колонок Arslab?

А.Ф. Мы для себя уже решили, что в 2014 году постараемся удержать цены; надо добавить, что они те же, что и в 2009 году. Emotion будут чуть дороже - но совсем ненамного, из-за более дорогих динамиков.

Много ли у вас рекламаций?

А.Ф. Их можно сосчитать по пальцам. Мы поменяли три вуфера и четыре твитера, да пару кроссоверов, которые были буквально сожжены дотла. Это в предыдущей версии линейки Classic; в новой пока что вышел из строя только один твитер. Проблемы случаются, когда колонки эксплуатируют за пределами допустимой мощности, а из-за высокой линейности динамиков на слух этого не ощущается.

А как идут продажи?

А.Ф. В данный момент наш склад пуст, и мы ждем следующей поставки.

Может, надо расширить производство?

А.Ф. Пока у нас есть небольшой запас. Короткие задержки случаются из-за того, что часто требуется переналадка линии под другую модель или иную отделку.

Вы продаете колонки по всей России?

А.Ф. Да, и продаем, и доставляем по всей России. Мы не привлекаем ни торговых, ни производственных посредников, поскольку это позволяет нам держать цены на требуемом уровне.

Спасибо за интересную беседу!

Ю.Ф. Пожалуйста! Мы хотели быть предельно откровенными и донести нашу позицию. А она в том, чтобы идти в ногу с остальным миром к своей простой и понятной цели: предложению недорогой акустики High-End-класса для российских покупателей.

Подготовлено по материалам журнала "WHAT HI-FI?", апрель 2014 г. www.whathifi.ru